КОРАБЛИ ИДУТ В ДОЗОР
В начале века на Камчатке не существовало какой-либо стройной системы охраны границы и защиты природных богатств края от браконьеров всех стран и народов. Действия местных властей в этом направлении, получавшие по большей части лишь моральную поддержку из центра, не могли серьезно изменить ситуацию к лучшему. Популярнейший журнал империи "Нива" писал:
"Раннею весною из порта Хако-Дате в Северной Японии на хищнический промысел в наши воды отправляются сотни прекрасно оборудованных шхун. Слабость надзора по недостатку в Охотском и Камчатском морях военных судов, позволяет японцам прекрасно хозяйничать и получать с хищного промысла чудовищные барыши.
Можно думать, что в настоящее время хозяйничанью японцев будет положен конец, т. к. на усиление охраны промыслов откомандировано два небольших, но быстроходных военных судна..."
Военные суда прибыли, но решительного изменения ситуации с промыслом лососевых в водах, омывающих Камчатку, они не внесли. Слишком уж громадные акватории подлежали охране. Флотилия Отдельного корпуса пограничной стражи всецело свои усилия сосредото-чивала на Балтийском, Черном и Каспийском морях.
Как следует из документов, в начале века центральные органы власти практически не уделяли внимания охране побережий Чукотки и Камчатки. Так что все обязанности по охране края лежали на плечах местной власти. Многое делал в этом направлении губернатор Камчатки В. В. Перфильев. Немало неприятностей доставил иностранным браконьерам охранный пароход "Адмирал Завойко", в советские годы переименованный в "Красный вымпел". На Командорах находились специальные морские команды, оберегавшие на лежбищах котиков и каланов.
Далеко не сразу и советская власть начала успешно решать задачи охраны морских границ на северо-востоке страны. Нищета государства, доставшаяся в наследство после двух разрушительных войн, значительное удаление Камчатки от центра еще долго позволяли иностранным рыбакам, зверобоям и промышленникам чувствовать себя хозяевами в водах полуострова. Да что в водах! На побережье возводятся заокеанские фактории, оккупируются острова Ратманова и Врангеля.
И все же временам безнаказанности приходил конец. В апреле 1924 года первые 50 добровольцев-пограничников прибыли на Камчатку. Появление в водах полуострова сторожевого корабля "Воровский", совершившего годом раньше переход южным путем из Архангельска во Владивосток, стало вехой, с которой и начинается настоящая охрана морских границ России на северо-востоке.
Экипаж "Воровского", высадившись на острове Ратманова, изгнал с него непрошенных американцев. С именем этого корабля связано и возвращение России острова Врангеля. Другой легендарный корабль "Красный вымпел", морские катера "Кит" и "Командор" творили настоя-щие чудеса против японских хищников. Последним было, что терять в водах у берегов Камчатки. Достаточно сказать, что в 1923-1926 годах иностранцы в наших водах добывали 78 процентов от всего промысла рыбы.
Постепенно растут морские силы пограничников на северо-востоке: с одного катера в 1929 году до двух дивизионов морских охотников, перебазированных из Владивостока в 1935 году. Сторожевые корабли "Воровский", "Киров", "Дзержинский" перестали быть единственной сдер-живающей силой.
Экипажи катеров в чрезвычайно сложных метеорологических условиях осваивали новые районы плавания. Великое удивление и досада охватывали японцев, когда они начали встречать пограничников там, где раньше хозяйничали безраздельно. При этом наряду с незаконным промыслом рыбы и морского зверя, они занимались прямым шпионажем и экономическими диверсиями.
5 июня 1938 года пограничный катер К-23 под командованием лейтенанта Иванюты в районе мыса Жупаново встретил японский эсминец типа "Камикадзе", который на скорости 20 узлов шел в наших водах. Морской охотник с поднятым сигналом "Вы находитесь в территориальных водах СССР, немедленно покиньте наши воды!" пошел на боевой корабль. Катер против эсминца! 16 моряков-пограничников против нескольких сотен японцев! Две 45-миллиметровые пушчонки против десяти орудий, каждое из которых перекрывало всю суммарную мощь вооружения морского охотника... Эсминец уступил. Противоторпедным зигзагом ушел на восток.
Спустя девять дней тот же катер лейтенанта Иванюты в двух с половиной милях от берега задержал в районе мыса Кроноцкого японскую шхуну. На ее борту осмотровая группа под командованием старшины 1-й статьи Николаева обнаружила свежевыловленную рыбу и 30 рыболовных сетей. Но главные находки ожидали пограничников впереди. В тайнике, оборудованном в кровати капитана шхуны, обнаружили секретные карты с промерами глубин в бухте Моржовой и Кроноцком заливе. В тот раз японское судно удалось задержать без особых осложнений. Обычно узнав, что пограничники ведут досмотр очередного хищника, на помощь браконьерам приходили японские эсминцы. С расчехленными орудиями они пытались вынудить советских моряков отпустить судно-нарушитель.
Ситуацию, царившую в те годы в водах вокруг Камчатки, прекрасно описал Сергей Диковский в повести "Приключения катера "Смелый". Ему не пришлось ничего выдумывать. Он только записал рассказы моряков-пограничников и из сотен случаев серьезных столкновений с японцами выбрал несколько. А выбирать было из чего.
Только в 1939 году было зафиксировано 402 факта браконьерства в наших водах японских судов. Военные корабли 69 раз нарушали государственную границу в районе полуострова.
С началом Великой Отечественной войны обстановка еще более осложнилась. Удивительного мужества и героизма требовал от катерников каждый выход в море. Моряки-пограничники выстояли и победили. В августе 1945 года они приняли достойное участие в Курильской операции. Многие из них за героизм и мужество были награждены орденами и медалями.
В ноябре 1945 года капитан-лейтенант Алексей Жигарев сформировал Отдельный дивизион сторожевых кораблей пограничных войск Камчатского округа, в который вошли уже известные нам 2-й и 3-й дивизионы из состава Курильского Виленского орденов Ленина и Александра Невского пограничного отряда... Так было положено начало созданию ныне мощнейшего в Федеральной пограничной службе России морского соединения Краснознаменной дивизии пограничных сторожевых кораблей.
Шли годы, на место ветеранов приходила молодежь. Корабли и катера, состарившиеся в морских и океанских походах, заменялись более современными. Сегодня в составе Краснознаменной дивизии находится "Воровский" - третьего поколения - современный пограничный сторожевой корабль. Значительно расширились и задачи, возлагаемые на морские силы пограничных войск. С марта 1977 года корабли дивизии приступили к контролю за районами регулируемого рыболовства. К тому времени в соединении появились корабли с вертолетным комплексом на борту, пригодные к длительным океанским походам. О спасении терпящих бедствие российских рыбаков экипажем одного из них - ПСКРа "Айсберг" весной 1977 года рассказывали мировые средства массовой информации.
Спасательную операцию, длившуюся 10 часов, моряки и летчики вертолетного корабельного комплекса вели в условиях жестокого шторма. С полузатопленного СРТМ "Свободный" и перевернутого спасательного бота они сняли 36 моряков. Командир корабля капитан 1-го ранга В. Вересов, возглавлявший экипаж вертолета подполковник А. Ковалев остались довольными действиями своих подчиненных. Они действовали хладнокровно и умело в ситуации, когда, казалось бы, ничего для спасения рыбаков сделать нельзя.
В телеграмме министр рыбного хозяйства СССР, выразив вос-хищение мужеством моряков-пограничников, писал: "Спасение рыбаков в условиях тяжелого шторма - замечательный пример выполнения воинского и гражданского долга".
Морякам пограничного сторожевого корабля "Айсберг" в дальнейшем неоднократно приходилось осуществлять сложные спасательные операции. В 1978 году он вывел из ледового плена транс-порт "Волочаевск", несколькими годами спустя, оказал помощь затертому льдами и потерявшему ход китобойному судну "Звездный".
И многие другие экипажи Краснознаменного соединения спешили на помощь терпящим бедствие. Высочайший профессионализм и мужество продемонстрировал экипаж ПСКРа "Корунд", спасая команду выброшенного на прибрежные камни сейнера "Демино". "Дунай" пришел на помощь летчикам американского самолета, упавшего в океан.
Не ослабевал на рубеже 70-80-х годов напряженный ритм службы по охране государственной границы. Всех задержаний, случаев пресечения браконьерства, других противоправных действий в наших территориальных водах, исключительной экономической зоне пе-речислить невозможно. К сожалению, приходится признать, что с годами аппетиты хищников слабее не становились. Высаживая осмотровые группы на иностранные шхуны, пограничники сталкивались с потайными трюмами, в которых находились запрещенные объекты промысла.
В 1980 году ПСКРом "Сахалин" за грубейшие нарушения правил была арестована и отконвоирована в Северо-Курильск шхуна "Яхата-Мару", где была оштрафована на 40 тысяч инвалютных рублей. В марте 1983 года ПСКР "Айсберг" в районе Командорских островов задержал несколько японских судов и за нарушение правил рыбного промысла оштрафовал их на один миллион инвалютных рублей, ПСКР "Пурга" задерживает и штрафует на сумму 196 499 инвалютных рублей японский траулер "Кева-Мару-15"... Список таких примеров многочислен. Годовые суммы штрафов, налагаемых на суда - нарушители достигали нескольких миллионов инвалютных рублей! Громадные по тем временам суммы...
Случались столкновения и иного рода. В 1985 году "Сергей Судейский" задержал в территориальных водах СССР возле берегов Чукотки американское судно, нарушившее государственную границу. "Дзержинский" выдворил крейсер "Арканзас" ВМС США из терри-ториальных вод в Авачинском заливе.
Да, есть и такие, не слишком приятные эпизоды в истории наших взаимоотношений с заокеанским соседом.
Девяностые годы радикально изменили ситуацию. Если весной 1990 года визит ПСКРа "Волга" в Сан-Франциско воспринимался как нечто исключительное, то сегодня контакты моряков-пограничников России с коллегами из Береговой охраны США - явление обычное, регулярное и взаимовыгодное. Они имеют большое значение как в борьбе с брако-ньерским промыслом биоресурсов в северной части Тихого океана, так и в оказании совместной помощи терпящим бедствие на море.
Но не все, что принесли с собой 90-е годы, может быть занесено в актив. Экономические трудности, переживаемые государством, не могли не сказаться на пограничных войсках. Из-за недостатка горюче-смазочных материалов, нехватки средств на ремонт, снизилась активность морских сил, авиации в территориальных водах и экономической зоне России нашего региона. Хотя всем уже давно понятно что, экономя на охране границы, мы теряем куда больше. По данным прокуратуры Российской Федерации, наше государство ежегодно, только от незакон-ного вывоза за рубеж морепродуктов, теряет 2 миллиарда долларов. Творящийся беспредел в российских морях побудил Президента Российской Федерации принять Указ "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере". Этот документ знаменует наступление нового периода в охране морских рубежей России и ее биологических ресурсов. Но было бы неверным полагать, что до появления Указа Президента пограничники сидели, сложа руки, безучастно наблюдая за происходящим.
Крупномасштабные операции "Путина", проводимые морскими силами и авиацией ФПС РФ, только в северной части Тихого океана позволили обезвредить десятки иностранных и российских судов-браконьеров, предотвратить ущерб для государства, оцениваемый в триллионы рублей.
Летопись морской пограничной службы 90-х годов знает немало примеров настоящего мужества и героизма офицеров, мичманов, матросов. Их дела и создают историю. Расскажу лишь об одном из тех, кто охраняет морскую границу сегодня...
Командир ПСКРа "Сахалин" капитан 3-го ранга Владимир Жданович был награжден орденом "За личное мужество" осенью 1993 года. Тогда он еще был старшим помощником на "Бресте". Этот корабль вышел в море после того, как патрульное судно Камчатрыбвода "Ко-мандор" запросило помощь для конвоирования шхуны КНР "Генг-Хай". Китайский капитан, задержанный за незаконный промысел в экономической зоне России, наотрез отказался выполнять требования инспекторов. Осмотровую группу, которая высадилась на борт судна-нарушителя, возглавил Жданович. Восемь часов отказывался китайский капитан принимать пограничников. Но они сумели настоять на своем. И потом, когда судно конвоировали в Петропавловск, активное открытое противодействие пограничникам продолжалось. Китайский капитан шел на все, зная, сколь строги законы его страны к подобным нарушителям. Там никто бы не спросил, в каких водах добыл рекордные уловы капитан, но если попался...
И Жданович стоял на страже законов своей страны, сумел заставить капитана идти предписанным курсом.
По-человечески жалко и другое китайское судно, с которым Владимиру Ждановичу довелось столкнуться много позднее в российских территориальных водах возле Южных Курил. "Сахалин", который уже возглавлял Владимир Жданович, преследовал нарушителя государ-ственной границы, к тому же незаконно промышлявшего в наших водах кальмара, девять часов. Когда все способы остановить китайскую шхуну "Шоу Ю-624" были исчерпаны, командир принял решение - открыть огонь. Предупредительные выстрелы нарушителя не остановили. Тогда пришлось корабельную артиллерийскую установку наводить на корму шхуны... Китайская сторона вынуждена была признать законность действий командира российского пограничного корабля.
Трудно не согласиться с нашим правом и обязанностью надежно охранять границу России. Эта служба не знает перерывов. И даже сейчас, когда ты, читаешь эти строки, можешь быть уверен, она продолжается. Взрезая бело-зеленые волны Тихого океана, корабли идут в дозор...